В 1999 году в Санкт-Петербурге сделали копию «Штандарта», военного парусного корабля 18 века.
Меня зовут Андрей. 24 сентября 2015 я взошёл на борт «Штандарта» недалеко от Лиссабона, чтобы на 9 дней стать матросом.
Это отчёт (47 фотографий) о третьем дне моего мореплавания, в море между Португалией и Испанией.

1. Проспав 2 часа, я проснулся в своём гамаке. На часах 6:27.

Немного теории. За кораблём постоянно нужно следить, поэтому экипаж разделён на 3 группы (вахты). Каждая группа ответственна за корабль треть дня. Наше время было с 12:00 по 16:00 и с 00:00 по 04:00.
Мне легко менять режим и я спал два раза по 4 часа между вахтами. Но многие спали нормальные 8 часов.
Кроме этого каждая группа по очереди выполняет одну из трёх «задач дня» — драить палубу, убирать каюты или готовить. В этот день был наш черёд готовить.
2. Начинаем с чистки зубов и гигиены с помощью влажных салфеток — в море воду экономим и душа нет.

3. Поднимаемся на палубу и здороваемся с ребятами, которые несут вахту утром.


4. Изучаем план от повара. Кормят на корабле убойно — в течение дня много тяжёлой работы.

5. Наша задача простая — приготовить омлет.

6. Омлет получился не очень (я готовил его в первый раз), но все пытаются показать, что им нравится. Капитан — крайний справа.

7. Корабль нельзя оставлять без присмотра даже на время завтрака, так что дежурная группа кушает потом, когда их подменят.

8. А вот знаменитое «драение палубы». Деревянная палуба должна быть постоянно влажной, чтобы доски увеличивались, сжимались и не пропускали воду внутрь судна. На самом деле это самый лёгкий тип работ.

9. Судно деревянное и постоянно требует ремонта. Нам дают задание очистить сгнивший клей с досок. 10:00 утра.

10. 5/6 матросов оказалась программистами, половина — девушками. Так что во время работы мы любовались парусами и говорили о программировании. Оно на историческом судне казалось чем-то далёким и несуществующим.


11. Корабль украшен множеством резных фигур.

12. Работа — работой, а обед по расписанию, в 11:45. С 12:00 наступает наше время следить за кораблём, так что нам нужно поесть раньше всех.

Потеряв надежду на попутный ветер, капитан приказывает свернуть паруса. Паруса управляются снастями с палубы. Лезть наверх нужно, чтобы только окончательно скрутить паруса — так они не будут снижать нашу скорость.
Мы как раз заступили на вахту, так что это наша ответственность подниматься наверх. Впрочем, именно высотные работы тут — дело добровольное. Все понимают, если откажешься.
13. Надеваем страховку.

14. И поднимаемся.

15. Наверху, конечно, очень страшно. Но там мы знали, что наш страх — не часть нас. Это просто вещь, которую можно тренировать. На берегу мы уже забирались до этой площадки и подниматься туда второй раз было уже не так страшно.

16. Профессиональная команда поднимается выше. Меня выше второго паруса пока не хватает.

17. А мы пока полюбуемся видом (спускаться-то пока страшно). Ветер дует в лицо, птицы летят рядом с кораблём. В море рядом плывут странные большие рыбы, издалека похожие на рыбу-луну.

18. Все матросы по очереди стоят у штурвала.

19. А остальные продолжают чинить корабль. На часах 14:00.

20. И тут появляются 3 дельфина и плывут с нами минут 20.


21. Дельфины уплыли, но они навели нас на мысль, что неплохо было бы искупаться — всё равно стоит полный штиль. Капитан даёт добро, мы останавливаем судно и бежим надевать плавки и купальники.



22. После купания полдник пришёлся очень кстати (16:00).

23. Немного отдыха за книгой «Марсианин».

24. Уговариваем старпома научить нас вязать морские узлы (уроки проходят под шутки о БДСМ).

25. Появился ветер и мы поднимаемся обратно развязать паруса, чтобы ими можно было управлять с палубы.

26. Продолжаем ремонт. На часах 19:00.


27. Тем временем солнце уже пошло на закат.


28. На горизонте показалась наша главная героиня — Луна. Перед тем как сесть на судно, я узнал отличную новость — во время нашего перехода случится лунное затмение.


29. В 20:00 ужинаем.

30. Чистка зубов и промежуточный 4-часовой сон перед нашей ночной вахтой.

31. Перед сном повторяю про себя названия всех парусов и снастей — запоминание их было самым трудным моментом мореплавания.

32. Просыпаюсь в 23:30. Ночью в море даже европейским летом бывает весьма холодно — термобельё, кофта, мембранная куртка.

33. Поднимаюсь нести свои 4 часа вахты. На палубе очень темно, но видно мало звёзд — мешает яркая Луна.

34. Кто-то предпочитает спать на свежем воздухе.

35. По закону у нас должна быть современная навигация. Но всё равно проще рулить на глаз — по огням посёлков, маяку или близкой к горизонту звезды. Навигатор обновляется медленно, а судно постоянно слегка меняет направление.

36. Точно по расписанию, в 3 ночи яркую Луну начинает медленно поедать тень.

37. Хотя тень пока похожа на обычный лунный месяц, ты всё равно испытываешь странные ощущения. Организм понимает, что Луна не может убывать на твоих глазах. Луна — это что-то неподвластное, вечно двигающееся по своим законам. И тут этот механизм «нарушается». Я полностью понимаю, почему люди древности так боялись затмений.

38. Когда тень съела большую часть, Луны окрасилась в красный цвет. Ведь на ней сейчас виднелся непрерывный круг заката вдоль всей кромки Земли. Закат красного цвета — и его отражение мы видели от красной Луны.

После того, как Луна практически погасла, став тёмным красным пятном, на небе появились все звёзды. Посреди моря нет засветки, полная темнота. Было видно полоску Млечного пути и редко падающие болиды. Мы смогли даже увидеть соседнюю галактику Андромеду — в бинокль одна «звезда» оказывается не точкой, а таким размытым шаром, в который слились все звёзды этой галактики.
Мы разбудили остальной экипаж и лежали на палубе, смотря на звёзды.
Уже в конце затмения появился ветер и нас отправили ставить паруса. У затмения бывают и минусы — в полной темноте было очень трудно найти нужную снасть.
Скоро наша вахта подошла к концу и в 04:00 мы пошли спать. Перед сном я снова повторил названия всех парусов и снастей.
В следующие дни была постановка якоря, заход в порт, встреча с другим парусником La Grace, гонки и стрельба холостыми из пушек — но это совсем другая история.