Впервые с Анной Гаан, владелицей ЖЖ-сообщества «Один мой день», мы беседовали полгода назад. После этого в редакцию поступило немало вопросов, и мы попросили Анну ответить на них в новой беседе — на этот раз мы поговорим о том, как популярные в социальном интернете сообщества работают во время кризиса и какие перспективы ожидают Рунет в будущем.
Текст: Светлана Хаматова
Фото В.Лобанова.
— Итак, можно ли существовать на доход от сообщества?
— «Один мой день» — не до конца коммерческий проект, и в любом случае у меня другой доход. Мы не бегаем за рекламодателями, все предложения коммерческого характера являются входящими.
— Читателей интересует, есть ли какая-то технология, помогающая вывести сообщество в топ?
— Если вы хотите стать первыми, посмотрите на тех, кто уже впереди. Я так и делала в свое время: изучала популярные блоги, вычисляла закономерности. Наверное, я не скажу вам ничего нового: привлекает только качественный контент и хорошие картинки. Потрудитесь, чтобы с их помощью можно было набрать первую тысячу подписчиков-читателей, они расскажут о вас своим друзьям — заработает сарафанное радио.
Сейчас в социальных сетях и не только используются различные технологии раскрутки, так вот, в ОМД — ноль технологий в этом смысле. У меня в самом начале не было ни времени, ни желания разбираться в них, а потом качественная работа сама все расставила по своим местам.
— Среди популярных блогеров, на которых, как вы говорите, вы ориентировались, немало тех, кто пишет только о политике или же обо всем, но, что называется, не стесняясь в выражениях.
— Это была моя принципиальная позиция: ни мата, ни политики. Кажется, сейчас ОМД — единственная территория в ЖЖ, где это правило соблюдается и тебя принимают таким, какой ты есть. Собственно, мы довольно жестко работали над тем, чтобы эти требования соблюдались. У нас строгие модераторы.
— Все популярные блогеры и владельцы сообществ говорят о некоем «качественном контенте» — можете объяснить, что же это такое?
— Могу, потому что мы начали с обучения авторов тому, как писать качественные посты. В нашем сообществе должен соблюдаться определенный, заранее установленный формат. Мы по пять-шесть раз можем отправлять пост на доработку, чтобы получить достойный текст, с требуемой структурой и снимками.
— Разве это не отталкивает авторов?
— На первых порах — отталкивает. Это та цена, которую приходится платить. Но лучше поступать так, чем оттолкнуть читателей. Впоследствии авторы сами понимают, что увеличение числа подписчиков и просмотров — в их интересах, а невнятный пост, во-первых, не сработает, во-вторых, просто не будет допущен до публикации.
— Расскажите о ценах на рекламные материалы?
— У нас существует прайс-лист со скидками для агентств (чтобы они могли зарабатывать за счет комиссии) и для тех клиентов, которые обращаются к нам повторно. Для нас неважно, богатый заказчик или не очень, рекламный пост стоит 100 тысяч рублей. Эта сумма взята не с потолка: когда мне впервые потребовалось назвать цену, я посмотрела, сколько берут за рекламу топовые блогеры — столько у них посты и стоили, а мы уже тогда были топовым сообществом, в первой пятерке. И тем более эта цена справедлива сейчас, когда мы вообще первые в рейтинге. Если посмотреть на число подписчиков, все становится понятно.
— Спрос на рекламные посты стабильный или же бывают сезонные всплески и провалы?
— В январе никто и никогда не заказывает рекламу, что и понятно: в крупных компаниях, которые могут себе позволить рекламу у нас, бюджеты только утверждаются. Также спрос падает в июле-августе — просто потому, что в это время никто не читает посты в ЖЖ, все уходят в офлайн, уезжают отдыхать. Весна — наиболее активное время. Но кризис мы, конечно, ощутили на себе сполна: и предложений стало меньше, и многие блогеры начинают работать по бартеру, например, пишут пост в обмен на путешествие куда-нибудь.
— Это хороший способ пережить кризис? Блогосфера перейдет на бартер?
— Это плохой способ, нам он не нравится. Под «нами» я имею в виду закрытое блогерское сообщество, где мы обсуждаем текущую ситуацию. У многих топовых блогеров есть свои сотрудники, в ОМД работают четыре человека, и всем им я должна платить реальную зарплату, живыми деньгами, а не путешествиями.
— Все ли рекламодатели испытывают проблемы с финансами?
— Остались средства у государственных компаний, но они никогда особенно активными в блогосфере не были. Есть деньги у политиков, но мы не имеем с ними дела. Также пока в плюсе фармацевтические компании. Еще мы надеемся, что вновь разрешат рекламировать алкоголь...
— Словом, все очень грустно, перспективы у Рунета печальные?
— Наоборот, в кризисные моменты интернет и развивается. Вспомните кризис 2008 года: именно сеть смогла предоставить дешевые развлечения для народа. Люди не ходили в кино, не покупали книг и музыкальных дисков — они скачивали фильмы на торрентах, слушали музыку в социальной сети «В контакте», читали книги из пиратских библиотек. Все это дало мощный толчок к развитию Рунета.
— А что востребовано в этот кризис?
— Настало время делать сервисы и продукты по поиску работы, профориентации. Я сама занялась стартапом Лаборатория личности http://www.utest.pro. Мы проводим психодиагностику личности, определяем психотип и даем рекомендации по достижению профессионального успеха. Также я ожидаю бурного развития интернет-кинотеатров, предоставляющих новинки кино и сериалы в хорошем качестве, оперативно, по подписке. Вообще, сервисы с качественным контентом, работающие по подписке, будут востребованы.
— В прошлый кризис люди скачивали кино, музыку и книги бесплатно, вы сами об этом сказали.
— Да, разумеется, нужно понимать, на какую целевую аудиторию рассчитан ваш сервис. Я и многие представители моего поколения, в особенности те, кто занимается предпринимательством в IT и медиасфере, готовы платить за удобство. Например, за то, что сервис запоминает, на какой странице я читала книгу, чтобы я могла свободно переходить с телефона на айпад и позже на нетбук, продолжая чтение с нужного места.
Хороший перевод новой серии для меня тоже важен, как и подписка на любимый телеканал. Если же у вас возникает сомнения, что за вашу услугу будут платить, то, возможно, вы неверно выбрали целевую аудиторию. Закройте глаза и спросите себя: «Как выглядит человек, для которого вы работаете?» и «Чего он хочет?» А потом просто дайте ему это.